Версия сайта для слабовидящих

igrim.png

1l.jpg

2l.jpg

200x200.gif

Порядок оказания платных образовательных услуг

МБДОУ детский сад «Снежинка» не оказывает платные дополнительные образовательные услуги.

В соответствии со ст. 92 п.1 «ФЗ об образовании в РФ» государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с ФГОС, за исключением образовательных программ дошкольного образования. 

Правовая основа предоставления ДОУ платных образовательных услуг

Согласно п. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") государственные и муниципальные образовательные учреждения, в том числе образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования, всех форм собственности и ведомственной принадлежности (далее – ДОУ) вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Виды ДОУ, которые вправе оказывать платные дополнительные услуги:

дошкольное образовательное учреждение, постоянно действующее в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;

образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, действующее в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204;

общеобразовательное учреждение, в состав которого входят группы дошкольного образования и воспитания детей.

В то же время, согласно подп. "б" п. 11 ст. 3 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ), ДОУ могут оказывать такие платные услуги лишь "постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям".

Также необходимо обратить внимание на то, что внебюджетная деятельность ДОУ, имевшая ранее формулировку "предпринимательская и иная приносящая доход деятельность", согласно Закону № 83-ФЗ, стала называться "приносящая доход деятельность" (внесены изменения в ст. 47 Закона РФ "Об образовании") – т. е. с предпринимательской теперь не соотносится.

Кроме того, Законом № 83-ФЗ (п. 4 ст. 6) установлено три типа государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные, что для ДОУ различных видов определяет разные возможности по оказанию платных услуг. Так, детский сад, детский сад для детей раннего возраста, детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка – детский сад могут функционировать в форме бюджетного или автономного учреждения, широко используя возможности по реализации платных услуг населению. Но детский сад компенсирующего вида или начальная школа – детский сад компенсирующего вида, скорее всего, будут функционировать в статусе казенного учреждения (хотя перечень учреждений, относимых к типу казенных, будет выбираться на каждом уровне власти свой). А казенные учреждения, как новый тип учреждений, будут иметь статус, фактически аналогичный статусу ныне действующих бюджетных учреждений, и сметное финансирование с дополнительным ограничением в виде зачисления доходов от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет (так как этот вид деятельности как таковой будет не свойственен данным учреждениям).

Иными словами, платные услуги должны предоставляться ДОУ с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества, развития и совершенствования услуг, расширения материально-технической базы, создания возможности для организации и проведения занятий по месту жительства.

Согласно приказу от 20.07.2010 № 255 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования" результаты оказания ДОУ платных дополнительных услуг должны быть отражены в формах федерального статистического наблюдения.

Предоставление ДОУ платных услуг является частью их хозяйственной деятельности и регулируется Налоговым и Гражданским кодексами Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных в них Законом № 83-ФЗ), уставом учреждения, нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ и муниципального образования, на территории которых ДОУ функционирует. Законодательно уточнено, что осуществление приносящей доход деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам (подп. "б" п. 11 ст. 3 Закона № 83-ФЗ).

Отношения, возникающие между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников в процессе оказания платных услуг, регулируются Правилами оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 (далее – Правила).

Пункт 3 Правил определяет юридических и физических лиц, на которых распространяется действие этого документа, выделяя "государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного и общего образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не предусмотренные соответствующими образовательными программами, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями".

Виды платных услуг, реализуемых ДОУ

Виды платных услуг, которые может реализовывать ДОУ, устанавливаются различными нормативными актами.

Согласно п. 1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" к платным образовательным услугам относятся:

обучение по дополнительным образовательным программам;

преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

репетиторство;

занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги.

Согласно Примерному перечню платных дополнительных образовательных услуг, которые ДОУ может оказывать за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, к ним относятся:

1. Образовательные и развивающие услуги:

а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

б) репетиторство с воспитанниками другого образовательного учреждения;

в) различные курсы:

по подготовке к поступлению в учебное заведение;

по изучению иностранных языков;

г) различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т. д.;

д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д. – всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).

2. Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.).

Действует также постановление Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг". Государственные услуги в сфере образования и науки определены в перечне, утв. зам. министра образования и науки РФ С.Н. Мазуренко 16.07.2009. К сожалению, виды услуг, представленные в перечне, сформулированы обобщенно, например, реализация общеобразовательных программ дошкольного образования. Данный недостаток присущ и перечням государственных услуг, формируемым на региональном и муниципальном уровнях, что потребует их пересмотра для упорядочения процедур формирования государственного (муниципального) задания и реализации платных услуг населению согласно Закону № 83ФЗ. При этом регламентированы на настоящий момент методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений (приказ Минэкономразвития России от 01.04.2010 № 124 "Об основных положениях по расчету платы за оказание платных услуг, включенных в перечень платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами власти государственных услуг", утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2009 № 984).

Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований должны принять собственный нормативно правовой акт, регламентирующий методику расчета стоимости платных услуг в ДОУ. Это связано с необходимостью формирования цены на платную услугу, соотносимой с утверждаемыми региональными и муниципальными нормативами.

В настоящее время при нормировании затрат применяются корректирующие коэффициенты для различных образовательных программ, что нарушает принцип унификации затрат на государственную услугу, определенный п. 5 ст. 6 Закона № 83ФЗ, а также влечет проблемы при конкурсном порядке размещения государственного задания. Необходимо расширить перечень государственных услуг с учетом вида и профиля предоставляемых ДОУ услуг.

Укрупнение государственных услуг в сфере образования и науки сопровождается более детальным подходом к видам реализованных услуг при определении порядка отчетности образовательных учреждений. Так, возможные виды платных образовательных услуг для ДОУ жестко детерминированы приказом Минэкономразвития России и Федеральной службы государственной статистики от 20.07.2010 № 255 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования".

В соответствии с утвержденными отчетными формами дошкольное образовательное учреждение будет заполнять следующую форму:

Платные дополнительные образовательные услуги

Код по ОКЕИ: человек –

Наименование услуг

Номер строки

Численность детей

Занятия с логопедом

01

Занятия с дефектологом

02

Занятия с психологом

03

Музыкально-ритмические занятия

04

Изучение иностранного языка

05

Кружки, секции

06

Компьютерные игры

07

Индивидуальное или групповое обучение по программам дошкольного образования детей, не посещающих отчитывающееся дошкольное учреждение

08

Группы по адаптации детей к школьным условиям

09

Другие платные дополнительные образовательные услуги

10

Всего (сумма строк 01–10)

11

Включение перечня платных услуг в учредительные документы ДОУ

Поскольку ДОУ не может осуществлять деятельность, противоречащую своему уставу, то в уставы государственных и муниципальных ДОУ и негосударственных образовательных организаций в обязательном порядке должен быть включен перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. Принятые в последнее время нормативные правовые акты не содержат новых решений по этому вопросу. Согласно п. 5 ст. 5 Закона № 83ФЗ и автономное, и бюджетное учреждения должны указывать информацию о ведении приносящей доход деятельности в учредительных документах.

В то же время следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" "платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет".

Виды образовательных услуг, не относящихся к платным

Пункт 4 Правил конкретизирует виды услуг, которые не могут быть реализованы как платные. К ним относятся:

снижение установленной наполняемости групп (классов), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;

факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Согласно п. 1 письма Минобразования России от 21.07.1995 № 52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг" (далее – Письмо № 52-М) к платным услугам не относятся дополнительные занятия с неуспевающими.

Информирование родителей об оказываемых платных услугах

ДОУ оказывает платные услуги на основании договоров. До заключения договора ДОУ обязано предоставить родителям (законным представителям) потребителя услуги достоверную информацию об учреждении и оказываемых им образовательных услугах (п. 7 Правил).

Способ доведения информации до потребителя, согласно письму Минобразования России от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09 <О методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования>, устанавливается исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, которые определены законодательством РФ. При этом исполнитель обязан обеспечить доступность информации для населения, используя объявления, буклеты, проспекты, информацию на стендах, предоставление информации по требованию заказчика. Причем информацию необходимо разместить в удобном для обозрения месте.

Образовательное учреждение, оказывающее платные услуги, обязано довести до потребителя следующую информацию:

а) наименование и место нахождения (адрес) образовательного учреждения, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефоны органов, их выдавших;

б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

в) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

г) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

д) порядок приема и требования к поступающим;

е) форму документа, выдаваемого по окончании обучения.

Помимо этого, согласно п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон "О некоммерческих организациях"), внесенного Законом № 83ФЗ, образовательное учреждение должно обеспечить открытость и доступность следующих документов:

1) учредительных документов государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенных в них изменений;

2) свидетельства о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;

3) решения учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;

4) решения учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

5) положений о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;

6) плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Минфином России;

7) годовой бухгалтерской отчетности государственного (муниципального) учреждения;

8) сведений о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

9) государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ);

0) отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Открытость вышеперечисленной информации должна учитывать требования законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

При этом сведения о ДОУ (определенные п. 3.3 ст. 32 Закона "О некоммерческих организациях"), согласно п. 3.5, размещаются органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой государственным (муниципальным) учреждением. А значит, в самом ДОУ должна быть визуально доступна для потребителей услуг информация о сайте, где представлена наиболее полная информация об организационных и финансовых аспектах деятельности ДОУ.

Порядок заключения договоров на оказание платных образовательных услуг

При заключении договоров на оказание платных образовательных услуг необходимо учесть требования, изложенные в письме Минобразования России от 19.01.2000 № 145159ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг". В частности, необходимо знать условия, противоречащие законодательству. К ним относятся:

«включение в договоры в одностороннем порядке права расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг, а также в случаях, когда обучающийся отчисляется в связи с невыполнением учебного плана (противоречит в части вопросов оплаты услуг за обучение ст. 310 ГК РФ);

ограничение права потребителей на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин, предоставленное ст. 782 ГК РФ;

условие о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги, либо о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя на основании ст. 782 ГК РФ, а также установление штрафа за такой отказ;

установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов, итоговую аттестацию (запрещено ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 23001 "О защите прав потребителей");

установление в договорах помимо платы за обучение "безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения" (противоречит п. 8 ст. 41 Закона РФ "Об образовании");

установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения (противоречит ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 23001 "О защите прав потребителей")».

Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными ДОУ, а также негосударственными образовательными организациями и индивидуальным предпринимателем утверждена приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2994.

Руководитель ДОУ несет в установленном порядке ответственность:

за качество оказания населению платных услуг;

соблюдение сметной, финансовой и трудовой дисциплины;

сохранность материальных и других ценностей в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Договоры на оказание платных услуг подписываются должностными лицами ДОУ, имеющими соответствующие полномочия. Перечень лиц, уполномоченных на право подписания данных договоров, утверждается приказом руководителя ДОУ.

По каждому виду платных дополнительных услуг в ДОУ должны быть разработаны и утверждены образовательная программа и учебные планы. При этом количество часов, предлагаемых в качестве дополнительной образовательной услуги, должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям потребителя.

Кроме того, согласно п. 2 Письма № 52-М, ДОУ обязано:

на основании заключенных договоров издать приказ об организации в учреждении платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных услуг, учебные планы и штаты;

заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных дополнительных услуг.

Порядок оплаты образовательных услуг

Оплата образовательных услуг производится либо в ДОУ (при наличии кассового аппарата), либо в отделениях банка. При расчетах с населением ДОУ должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утверждаемый в установленном порядке, а также выдавать копию документа, подтверждающего прием наличных денег. Прием денег за образовательные услуги производится в этом случае в специально выделенном кабинете материально ответственными лицами, назначенными приказом руководителя ДОУ.

Безналичные расчеты производятся через банковские учреждения и (или) отделения почтовой связи на лицевой счет ДОУ, открытый в органах казначейства, а если ДОУ переходит в тип автономного учреждения, то на счет в кредитной организации или на лицевой счет соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (т. е. автономное учреждение, согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" с изменениями, внесенными Законом № 83-ФЗ, может иметь расчетный счет в кредитном учреждении или обслуживаться через органы казначейства).

Если расчет производится в безналичной форме, то ДОУ должно получить от потребителя квитанцию об оплате с отметкой банка либо копию платежного поручения с отметкой банка.

Цены на платные услуги ДОУ обычно устанавливаются и (или) утверждаются управлениями (департаментами, отделами) образования муниципального образования, в чьей собственности находится учреждение, или субъектом РФ для использования на всей территории региона (п. 4 ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях" в редакции Закона № 83-ФЗ). По своей структуре и содержанию региональные документы, регламентирующие цены на оказание платных образовательных услуг, мало чем отличаются один от другого. В качестве примера такого документа можно привести приказ Минобразования Московской области от 05.07.2006 № 1126 "Об утверждении методических рекомендаций по формированию цен на дополнительные образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями Московской области на платной основе". Они устанавливают общие принципы формирования и расходования средств, поступающих от оказания платных услуг населению, а также требования к установлению цен за эти услуги, как правило, не чаще одного раза в год. Обычно цены за платные услуги экономически обосновываются ДОУ, согласовываются с управлением образования администрации муниципального образования и утверждаются постановлением администрации муниципального образования.

В соответствии с подп. 4 п. 5 ст. 6 Закона № 83ФЗ порядок определения платы за реализуемые услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя ДОУ, если иное не предусмотрено федеральным законом. Условия оказания одних и тех же услуг, а также плата за них должны быть одинаковы.

Согласно Закону № 83-ФЗ оказание ДОУ платных услуг рассматривается как приносящая доход деятельность, а плата за услуги – как выручка от реализации этих услуг. Поскольку взаимоотношения ДОУ, воспитанника (обучающегося) и его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим сроки предоставления образовательных услуг, размер платы за них и иные условия, то средства, полученные ДОУ в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, подлежат включению в налогооблагаемую базу при наступлении отчетного периода, к которому они имеют отношение по условиям договора. При этом момент реализации платных образовательных услуг совпадает со сроком истечения соответствующего периода обучения, за который вносится оплата согласно условиям заключаемых договоров.

Нормативные документы

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 27.07.2010)

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 22.07.2010)

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 08.11.2010)

Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (ред. от 24.09.2010)

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666

Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (ред. от 15.09.2008)

Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204

Приказ Росстата от 20.07.2010 № 255 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования" (ред. от 12.10.2010)

Приказ Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования"

<Письмо> Минобразования России от 25.12.2002 № 31-52-122/31-15 "О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования"

Письмо Минобразования России от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09 <О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования>

Письмо Минобразования России от 19.01.2000 № 14-51-59ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг"

Письмо Минобразования России от 21.07.1995 № 52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг"

МАДОУ детский сад «Снежинка» Карта сайта Разработка и поддержка сайта